Лента новостей
0

Мировые СМИ: Казахстану не хватает топлива?

kp.ru, фото - Новости Zakon.kz от 05.05.2018 19:43 kp.ru
Почему страна располагающая одними из крупнейших в мире доказанных запасов нефти, не имеет достаточных перерабатывающих мощностей?

Небо Казахстана снова в центре внимания мировых СМИ. Крупнейший специализированный портал www.ch-aviation.com пишет о нашумевшем деле трех казахстанских авиакомпаний — BekAir, QazaqAir и AirAstana, которые были оштрафованы на сумму более 25 миллиардов тенге. Дело в том, что из-за недостаточного количества авиационного топлива от казахстанских НПЗ, как говорят сами компании, «значительную долю своих нужд вынуждены покрывать за счет нерегулярных импортных поставок».

При этом, с 1 июля 2016 года Минфин законодательно закрепил норму о предоставлении всеми субъектами рынка сопроводительных накладных на импортируемое в республику авиатопливо дополнительно к самим отчетам по импорту топлива. Исполнять норму довольно сложно, например, для сдачи указанных накладных всем импортерам топлива нужно быть зарегистрированными в качестве реализаторов нефтепродуктов. Для авиакомпаний, являющихся конечным потребителем топлива и не имеющих возможности и даже намерения перепродавать авиакеросин, такая процедура представляется весьма сложной.

Сама норма, крайне репрессивна и помимо крупного штрафа есть возможность конфисковать ввезенное и незадекларированное авиатопливо, правда это на усмотрения суда. QazaqAir, судя по всему, от лица всех авиакомпаний выпустила пресс-релиз, после решения суда первой инстанции, сообщив, что «исполнение этого решения суда ставит под угрозу выполнение регулярных рейсов авиакомпаний, что противоречит интересам развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан». Существует и совместное письмо от имени четырех национальных перевозчиков, в которых они просили приостановить действие Приказа №40 Минфина, который поставил отечественную авиацию вне закона.

В конце марта прошли два апелляционных слушания у AirAstana и QazaqAir. Городской суд Алматы, частично отменяет предыдущее постановление в отношении AirAstana и исключает из него пункт о конфискации топлива на сумму 24,2 миллиарда тенге и оставляет только штраф в 721 500 тенге. В отношении QazaqAir суд оказывается не настолько гуманным. Оставляет и штраф в 240 500 тенге, и конфискацию, по стоимости нефтепродуктов на 242 миллиона тенге. При этом юристы обеих авиакомпании компаний на слушаниях пользовалась схожими аргументами, более того, нужно и важно отметить, что судья и прокурор как у QazaqAir, так и у AirAstana были одни и те же - судья Нурлан Курмангалиев, прокурор Ыскак. Сложно даже предположить, что противоположные в части конфискации решения, появились исходя из разных обстоятельств.

AirAstana и имеют государственное участие, в AirAstana это 51% акций, они в управлении «Самрук-Казына», в случае с QazaqAir, на все 100% компания принадлежит народу Казахстана. При этом, суд постановляет у QazaqAir конфисковать не топливо, а деньги, которых оно стоило, и доход, полученный с этого авиакеросина. Известно, что компания несет от своей операционной деятельности многомиллиардные убытки, которые покрываются за счет средств фонда. За первые полтора года существования на ее создание и поддержание было потрачено около 17 миллиардов тенге, при этом компания так и не обладает ни каким имуществом. Все средства ушли на операционную деятельность, проще говоря на зарплаты и аренду воздушных судов. По имеющимся данным, и в 2017 году ситуация не сильно изменилась. QazaqAir отчитается об убытках, ну а на 2018 добавится четверть миллиарда штрафа, который будут гасить фактически из бюджета. Понятно, что деньги переложат из одного государственного кармана в другой, но вопрос репутации проекта, который так активно продвигали и который одобрил глава государства.

Все эти обстоятельства и описывает www.ch-aviation.com, включая тот факт, что «Страна располагает одними из крупнейших в мире доказанных запасов нефти, но не имеет достаточных перерабатывающих мощностей, что приводит к нехватке топлива», а так же подчеркивает, что «для продолжения деятельности казахстанские компании вынуждены импортировать топливо из-за рубежа». При этом, издание не располагает информацией о третьем деле, которое было рассмотрено в том же составе. Но дело в том, что и в отношении третьего фигуранта. «Судебная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда в составе председательствующего судьи Курмангалиева Н.К., с участием прокурора Ыскак Д.Ж., представителя ТОО «Век Эйр», «Управление государственных доходов по Турксибскому району города Алматы», рассмотрев в судебном заседании на русском языке дело об административном правонарушении в отношении ТОО «Век Эйр», поступившее по апелляционной жалобе на постановление специализированного межрайонного административного суда города Алматы от 1 марта 2018 года, которым товарищество с ограниченной ответственностью «Век Эйр», привлечено к административной ответственности по подпункту 2) части 5 статьи 281 КоАП с наложением административного взыскания в виде административного штрафа в размере 100 месячных расчетных показателей, т.е. 240500 тенге, с конфискацией стоимости реализованного нефтепродукта на сумму 528 537 838 тенге и дохода, полученного вследствие совершения правонарушения», постановил, апелляционную жалобу оставить без изменения.

Суд и в случае с ТОО «Век Эйр», как и в случае с QazaqAir признает выводы суда первой инстанции правильными, тогда получается, что те же самые выводы суда относительно AirAstana, не совсем верны. Возможно дело в сумме. По решению постановление специализированного межрайонного административного суда города Алматы AirAstana должна была компенсировать государству более 24 миллиардов, тогда как суммарно, остальные компании куда более меньшую, но разве объем взыскание определяет законность или для штраф в полмиллиарда для не большой компании может быть менее опасным, чем для крупной в 24? Сейчас много говорят об инвестициях в Казахстан, так вот, с такими решениями судов, бизнес сотню раз подумает, прежде чем идти в страну.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: